ИТ - стратегия

Оценка перспективности инвестиций в ИТ по методике TVO


Важным вопросом является формальное обоснование процесса разработки архитектуры, в понятных финансистам терминах, и сделать это нужно еще до инициирования процесса. Самым простым и традиционным показателем может, конечно, служить величина возврата от инвестиций (Return-on-investment, ROI). Однако далеко не все инвестиции в архитектуру предприятия могут быть достаточно просто сопряжены с конкретным доходом. С другой стороны, использование ROI "предполагает" получение доходов, связанных с внедрением данных новшеств в достаточно короткий срок, который ограничен горизонтом проекта. Более того, в ROI не учитываются неопределенности и риски. Соответственно, многие "полезные, с точки зрения архитектора", ИТ-проекты могут не получить необходимого финансирования.

Среди отечественных работ в данной области можно отметить публикацию [8.13], в которой проводится сравнение различных вариантов обоснования эффективности инвестиций в ИТ.

Поэтому, в соответствии с точкой зрения аналитиков Gartner, приведенной в работе [8.14], более правильным является учет стратегического влияния результатов таких проектов на дальнейшее развитие систем и бизнеса в целом. Соответствующими показателями будут в данном случае являться рентабельность активов (ROA) и TVO (Total Value of Opportunity) – Ценность возможностей для бизнеса. Так как многие инвестиции в ИТ-архитектуру являются долгосрочными, то использование такого показателя как ROA, позволяет более корректно учитывать увеличение капитализации компании. Показатель TVO, хотя он не является чисто финансовым, позволяет связать реализацию данных проектов с расширениями возможностей бизнеса.

Эффективность инвестиций может быть проиллюстрирована диаграммой, приведенной на рисунке 5.2. Обычно инвестиции в ИТ связаны с низшими тремя уровнями в том смысле, что инвестиции могут быть обоснованы с использованием соответствующих метрик и показателей, таких как, например, среднее время выполнения процесса обработки заказа. Однако более существенный эффект для бизнеса будет связан с изменениями на верхних уровнях, которые станут возможными на основе реализованных проектов.


Рис. 5.2.  Оценка эффективности инвестиций в ИТ по методике TVO

Еще раз отметим, что TVO является основанной на использовании набора метрик методикой оценки преимуществ, получаемых бизнесом от реализации некоторой ИТ-инициативы (проекта). С нашей точки зрения, успех применения этой методики требует тесного взаимодействия как руководителей бизнес-подразделений, так и ИТ.

Применение методики TVO состоит из последовательного выполнения небольшого количества этапов:

  • Шаг 1: Четкая формулировка названия и целей проекта и идентификация типа инвестиций.
  • Шаг 2: Оценка преимуществ для бизнеса, которые определяются в соответствии с некоторой моделью показателей, называемой Моделью эффективности бизнеса (Business Performance Framework) (см. ниже).
  • Шаг 3: Идентификация функциональных возможностей (capabilities), реализуемых внедряемыми новыми технологиями.
  • Шаг 4: Оценка влияния возможностей технологий на метрики, определенные в Модели эффективности бизнеса.
  • Шаг 5: Оценка финансовой составляющей проекта, определяемой с учетом совокупной стоимости владения (TCO), включая скрытые и косвенные затраты.
  • Шаг 6: Оценка возможностей предприятия с точки зрения конвертирования технологических преимуществ от реализации проекта в ощутимые выгоды для бизнеса.
  • Шаг 7: Оценка косвенных выгод и неопределенностей, связанных с влиянием реализуемых решений на другие проекты в будущем.


На первом шаге должно быть сформулировано описание проекта (объемом не более одного абзаца), которое должно содержать общие бизнес-цели инициативы и основную роль технологий в их достижении (что мы делаем и почему мы это делаем). Например, "внедряем средства коллективной работы, в результате чего должен быть повышен уровень удовлетворенности клиентов и сотрудников, уменьшены затраты и ускорен процесс принятия решений".

При этом потенциальный проект относится к одному из четырех типов ИТ-инвестиций, из которых два связаны с инфраструктурой и еще два – с решениями (прикладными системами):

  • Инвестиции, связанные с инфраструктурой: трансформация инфраструктуры и обновление инфраструктуры.
  • Инвестиции, связанные с прикладными решениями: улучшения в процессах и эксперименты.


На втором шаге выбираются метрики для оценки отдачи от ИТ-проекта с точки зрения получения бизнес-преимуществ. Преимущества для бизнеса могут быть перечислены в рамках некоторой модели взаимосвязанных сгруппированных показателей (по аналогии с системой показателей Balanced Sсore Card – BSC). Компанией Gartner была разработана соответствующая Модель эффективности бизнеса (Business Performance Framework) [8.15], которая включает наборы показателей (метрики), покрывающие основные области деятельности организации, такие как адекватность требованиям рынка, эффективность процесса продаж и т.д. Очевидно, что не только технологии вносят вклад в достижение тех или иных показателей ведения бизнеса, однако, предлагаемые метрики позволяют построить причинно-следственные связи.



Примечания к таблице:

* Уровень трансформации определяется долей контрактов, разработанных организацией совместно с клиентами и демонстрирующих непосредственную бизнес-выгоду для обоих сторон.

** Стоимость конверсии представляет собой отношение затрат на приобретение исходных материалов к стоимости произведенных товаров.

*** Величина Сигма связана с количеством дефектов произведенных товаров.

Для каждой ячейки таблицы определяются соответствующие элементарные (первичные) показатели. Например, "индекс новых ИТ-проектов" может рассчитываться ежеквартально как доля проектов, успешно завершенных или выполняемых с опережением плана, по отношению к общему числу начатых и продолжающихся проектов. Обычно все показатели приводятся к нормированным относительным значениям (индексам), при необходимости с привлечением внешних данных – например, для оценки доли рынка или путем нормировки на максимальные или характерные значения. После этого рассчитываются агрегированные показатели путем перемножения соответствующих исходных метрик. Для каждой конкретной организации выбираются наиболее подходящие стандартные метрики и добавляются, при необходимости, свои, специфичные для этой области деятельности.

На следующем шаге уточняются те функциональные возможности (capabilities), которые несут в себе новые технологии, внедряемые в рамках рассматриваемого проекта. Именно получение новых функциональных возможностей является той основной причиной, по которой организация инвестирует в технологии. Функциональные возможности технологий делятся на четыре класса, каждый из которых содержит более специфические функциональные возможности:

  • Базовые (10) – это те ИТ-сервисы, которые организация "обязана" иметь: гибкость, расширяемость, масштабируемость, надежность, доступность, требуемая производительность, возможность наращивания производительности, совместимость с имеющейся инфраструктурой, безопасность и защита частных данных, удобство обслуживания.
  • Операционная поддержка и возможности снижения ТСО (8) – эти возможности связаны, в основном, с деятельностью самих ИТ-подразделений: стандартизация платформ, стандартизация поставщиков, стандартизация приложений, консолидация систем, уменьшение стоимости ИТ-процессов, ускорение ИТ-процессов, эффективность работы ИТ-персонала, стандартизация и интеграция ИТ-процессов.
  • Прямые улучшения бизнеса (6) – это преимущества, которые напрямую получают бизнес-подразделения: уменьшение стоимости бизнес-процессов, ускорение бизнес-процессов, эффективность работы сотрудников, функциональные улучшения, требуемые изменения в структуре бизнес-процессов, обеспечение соблюдения требований законодательства и стандартов в области ведения бизнеса.
  • Управление знаниями и информацией (7) – связанные с этим преимущества достигаются за счет более эффективного использования, распространения и доступа к информации: улучшение доступа, повышение точности информации, улучшения с точки зрения своевременности предоставления информации, улучшения в навигации и синтезе информации, улучшения в способах распространения информации и совместной работе, профилирование и персонализация информации, улучшения в принятии решений или рекомендаций.



Содержание раздела