ИТ - стратегия

Архитектура общих сервисов


Общие сервисы являются критически важной областью при реализации государственных программ информатизации и инициатив электронного правительства на национальном, региональном уровне и уровнях крупных муниципалитетов. Именно реализация общих сервисов может принести максимальную пользу от разработки или использования архитектурных подходов в проектах электронного правительства, поэтому мы здесь уделим им особое внимание.

Общие сервисы занимают положение в "средней части" архитектуры электронного правительства. Они обеспечивают необходимую поддержку одновременно для нескольких областей архитектуры и при этом, как правило, не содержат в себе какую-либо специфическую бизнес-логику, характерную для отдельной предметной области деятельности государственных ведомств. Например, единый государственный сервис электронных платежей может быть использован самыми различными государственными ведомствами и их информационными системами для сбора штрафов, оплаты получения определенных справок (оказание государством услуг) или сбора налогов.

Централизованная реализация этих общих сервисов может обеспечить для государства существенные выигрыши в плане операционной эффективности, но только в том случае, когда отдельные ведомства или территориальные органы государственного управления используют преимущества таких общих сервисов, а не дублируют их создание на своем уровне.

Общим сервисам уделяется существенное внимание в методике описания архитектуры электронного правительства Gartner, а также в таких методиках, как SAGA Федерального Правительства Германии и e-GIF Правительства Великобритании.

Когда мы говорим об общих сервисах (или компонентах), то можно выделить:

  • централизованно спроектированные, но внедряемые локально общие сервисы;
  • централизованно спроектированные и централизованно внедряемые общие сервисы.

При этом можно назвать две крупные категории общих сервисов [9.11]:

  • Сервисы, связанные с реализацией процессов. Эти сервисы обеспечивают некоторые общие процессы и функции, реализуемые ведомствами, например, публикация информации на портале, управление финансами, управление персоналом, закупки, а также общие для них технические функции, такие как сервисы безопасности и т.д.;
  • Обеспечивающие сервисы. К этому типу сервисов относятся, например, единые сервисы регистрации и авторизации на получение услуг от государства, а также такие базовые для всего государства информационные системы, как регистр населения, регистр хозяйствующих субъектов, регистр объектов недвижимости, земельные кадастры.

Ниже приведен список сервисов и прикладных систем, которые относятся к первой из этих категорий (реализация процессов) и которые являются кандидатами на общие сервисы.


Ниже приведен список сервисов и прикладных систем, которые относятся к первой из этих категорий (реализация процессов) и которые являются кандидатами на общие сервисы.

Информационное взаимодействие с гражданами и бизнесом:

  • Сервис правительственного портала. Это могут быть такие централизованные сервисы как выполнение полнотекстового поиска, доступ к разделам портала для различных ведомств в целях его информационного наполнения и т.д.;
  • Сервис управления контентом. Это может быть система, обеспечивающая единство процессов создания и обновления информации для порталов и сайтов государственных ведомств в среде Интернет и Интранет, что обеспечит необходимую стандартизацию в процессах публикации и внешнем виде документов, таких как пресс-релизы, тексты выступлений официальных лиц, интервью, фотографии и т.д.;
  • Сервис электронных форм документов. Этот сервис может обеспечивать доступ к электронным версиям всех государственных форм документов для граждан, бизнеса и ведомств в формате, например, HTML или PDF. Сервис может обеспечивать реализацию всех шагов работы с формами по их заполнению, подписыванию, шифрованию и отправке в электронной форме на последующую обработку.


Транзакционные процессы:

  • Платформа для электронных платежей. Этот сервис может реализовывать все функции по сбору платежей и оплате государственных услуг, используемые многими другими информационными системами различных ведомств.


Процессы поставок:

  • Системы электронных закупок. Эта система может обеспечивать все этапы процесса закупок продуктов и услуг в интересах ведомств с обеспечением реализации всех необходимых правил и законов;
  • Управление складскими запасами.


Корпоративные процессы:

  • Финансовые и бухгалтерские системы;
  • Сервис поиска кандидатов на работу. Этот сервис может обеспечивать в стандартной форме информацию с описанием должностных обязанностей, возможностей карьерного роста, вакансий и т.д.;
  • Системы управления персоналом;
  • Системы обучения персонала.


Специализированные процессы:

  • Сервисы подготовки законодательных решений и нормативных документов. Этот сервис может быть создан в интересах всех ведомств, обладающих правом законодательной инициативы или принятия соответствующих решений, и реализовывать такие функции как единые форматы документов, стандартные процедуры согласования, принятие решений и резолюций и т.д.




Следующие общие сервисы и системы можно отнести к категории обеспечивающих:

Многократно используемые инфраструктурные компоненты:

  • Сервисы идентификации, аутентификации и авторизации. Это может быть единый сервис, который обеспечивает возможность, например, регистрации и авторизации граждан и хозяйствующих субъектов на получение государственных услуг, независимо от того, какие ведомства их оказывают и какие информационные системы вовлечены в процесс их предоставления;
  • Сервисы каталогов. Этот сервис может обеспечивать, например, единый, основанный на стандарте X.500 каталог с адресной информацией, телефонами, адресами электронной почты служащих и т.д. в интересах всех государственных ведомств;
  • Сервис безопасности данных. Этот сервис, например, может предоставлять общие интерфейсы для реализации безопасного, контролируемого (в смысле мониторинга и аудита) и конфиденциального информационного обмена как между гражданами и бизнесом с государством, так и ведомств между собой. Он может быть реализован в форме виртуального почтового офиса, который обеспечивает шифрование и дешифрование электронных сообщений, проверку и генерацию цифровой подписи, аутентификацию на основе различных идентификационных данных, простановку на электронных документах "штампов" со временем наступления тех или иных событий, проверку сообщений на наличие вирусов.


Информационные сервисы:

  • регистр населения;
  • регистр хозяйствующих субъектов;
  • регистр объектов недвижимости;
  • земельный кадастр;
  • геоинформационные системы;
  • системы поддержки принятия решений.


Экономия от использования общих сервисов достигается прежде всего на сервисах, для которых характерны большие объемы транзакций: платформа электронных платежей, бухгалтерские операции и т.д. Однако имеются и другие преимущества от использования общих информационных сервисов, таких как регистр населения, земельный кадастр, когда достигается получение качественно более точной информации, исключение дублирования информации и, в конечном итоге, более целостный взгляд государства на имеющиеся ресурсы и более точные процессы взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами.

Для успеха в реализации общих сервисов государство должно учитывать следующие четыре фактора:

  • Как выбрать и обосновать реализацию тех или иных сервисов в качестве общих?
  • Какую модель выбрать для реализации общих сервисов (организационные и прочие вопросы)?
  • Как обеспечить переход ведомств на использование общих сервисов?
  • Как обеспечить процессы улучшений в реализации и использовании общих сервисов?




Для ускорения процессов использования общих сервисов государство, ведомства и поставщики соответствующих сервисов могут придерживаться следующих рекомендаций [9.12]:

  • продвижение общих для государства (региона стандартов) на электронные сообщения и документы (например, в форме утвержденных XML-схем);
  • использование и создание стандартной среды интеграционного ПО промежуточного слоя, посвященный архитектуре интеграции);
  • использование принципов сервис-ориентированной архитектуры для построения прикладных систем в форме многократно используемых модулей;
  • использование стандартов web-сервисов;
  • принятие единых стандартов безопасности на информационный обмен;
  • использование единых методик моделирования административных и бизнес-процессов. Эти модели сделают понятными и явными связи между ведомствами и обеспечат основу для использования общих сервисов.


Общие сервисы являются первыми кандидатами на аутсорсинг этой части государственной инфраструктуры ИКТ.


Содержание раздела